В жизни не редки случаи, когда квартире причиняется вред в результате залива. В таких ситуациях возникает вопрос – кто виноват и что делать.
Как правило, ответственным за залив является либо собственник помещения, из которого произошел залив либо управляющая организация. Выбор ответственного лица зависит от причин залива.
Например, если залив произошел по причине неисправности сантехнического оборудования, шлангов (гибкой подводки) и пр., то ответственным будет являться собственник, поскольку на нем лежит бремя содержания своего помещения (оборудования) в надлежащем состоянии.
Если же залив случился по причине неисправности общего имущества, то ответственность будет нести управляющая организация, поскольку он несет ответственность за надлежащее содержание общего имущества.
К общему имуществу, в частности, относятся крыши, ответвления от стояков до первого отключающего устройства, первые запорно-регулировочные краны на отводах внутриквартирной разводки от стояков, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты).
Так, управляющая компания будет отвечать за причиненный вред, если залив произошел по причине течи крыши или протекания межпанельного шва или по причине прорыва трубы (ответвления от стояка) на участке до первого крана.
Если произошел залив,то в первую очередь, необходимо вызвать представителей управляющей организации, которые обязаны составить акт о заливе. В акте важно правильно указать причину залива, а также все видимые повреждения, в том числе, повреждения имущества, находящееся в помещении. Такой акт будет являться основным доказательством причин залива, а также объема причиненного вреда.
После составления акта следует обратиться в специализированную организацию для определения стоимости восстановительного ремонта, а также стоимости поврежденного имущества. Отчет об оценке будет являться доказательством стоимости (суммы) причиненного вреда.
Желательно попробовать урегулировать вопрос возмещения вреда мирно, направив причинителю вреда соответствующую претензию. В случае отказа от удовлетворения претензии или простого молчания в ответ на претензию, можно обратиться в суд с иском о возмещении вреда.
Если причинителем вреда является собственник помещения, то иск следует подавать в суд по месту его регистрации (прописки). Если это юридическое лицо, то по месту регистрации юридического лица.
Если ответственность за вред возлагается на управляющую организацию, то такой спор попадает в категорию споров о защите прав потребителей, в связи с чем иск можно подавать по своему выбору – в суд по месту своего жительства или по юридическому адресу управляющей компании.
Поскольку спор с управляющей компанией является спором о защите прав потребителей, то наряду с требованием о возмещении вреда можно рассчитывать и на компенсацию морального вреда, а также штраф в соответствии со ст. 13 Закона о защите прав потребителей.
С моей практикой ведения таких споров возможно ознакомится в разделе «Практика/Возмещение вреда», перейдя по этой ссылке https://www.advokat-stepanov.ru/praktika/vozmeshchenie-vreda